Пафосность момента выхода на старинный тракт несколько потерялась среди свалки города Кытлым. Пробираемся сквозь кучи мусора и выходим к началу Бабининского тракта.
В эпоху "царствования" на Урале Строгановых, Россия вдвое увеличилась в размерах за счет присоединения Ермаком Сибири. Кроме военных троп понадобились пути торговые. И вот посадский человек, Артемий Бабинов, решил проложить такой путь из Урала в Сибирь, а по сути из Европы в Азию. По одной из версий, Артемий Бабинов тайком проследовал за группой манси, которые пришли из Сибири, с верховьев реки Туры, в Чаньвинскую пещеру с жертвоприношением. По другой версии он прошел этот путь вместе с ними, не таясь, и что вроде как они даже помогали ему найти более удобный путь. Как бы то ни было, суть остается одна: была мансийская
тропа с верховьев реки Туры к Чаньвинской пещере, что находится на реке Чаньве. И Артемий Сафронович Бабинов, уроженец села Верх-Усолка, воспользовался именно этой тропой и сделал из нее дорогу. Бабиновская дорога сыграла огромную историческую роль в судьбе России. Ее совершенно заслуженно называют дорогой, создавшей Россию. Именно по ней шло освоение Сибири и даже Дальнего Востока. По меткому замечанию пермского писателя Алексея Иванова, Бабиновский тракт как скрепа соединил азиатскую и европейскую части России, сделав из удельного княжества Империю и великую державу.
Цитата с http://northural.ru/article/babinovskaya_doroga/
Действительно, в свое время это была основная дорожная артерия, соединяющая Московию и Сибирь. И именно по ней доставляли пушнину из Сибири в Москву. Лукавить не буду, возможно, непосредственно по самому тракту мы не шли. Если точнее, то дорог тут много, и в разные годы он мог идти по-разному. По некоторым данным от Кытлыма Бабиновская дорога шла на Растес, а позже выходила в Соликамск (в свое время это была вотчина Строгановых - очень крупный по тем временам город). Этот путь более трудный, по болотам. Но главное, мы все равно смогли увидеть те же красоты той же местности. Наш маршрут как раз пересекал этот путь в середине, но мы пошли по более накатанным дорогам - время поджимало, на все про все у нас был один день, и мы должны были пройти маршрут без потерь.
Дорога представляла из себя каменистую дорогу по лесу – тут явно часто ездят.
Едем на заднем приводе, любуемся красотами. Вот и снова мы добрались до другого континента, здравствуй, Европа.
Дорога по-прежнему прекрасна, вьется петлями по склону горы.
Выезжаем на грейдер, думаем, как ехать – по треку через кучу бродов или по еще одному треку, но вроде бы как в объезд всего. И там, и там по спутнику дорожка видна. Навстречу Камаз, спрашиваем как проехать в Пермскую область, но он точно не знает. Могу путать, но Камаз как раз приехал с Растеса - значит там уже грейдер, мы ничего не потеряли.
Решаем, что пойдем на броды. Речки мелкие, но их много. Часть проходим ходом, по части Андрюха разведывает фарватер.
Места больше всего напоминают заброшенный карьер. В голову лезут мысли об урановых родниках и зашкале счетчика гейгера. На самом деле, это следы работы драги - возможно, тут добывали золото.
Вот что мы нашли в интернете уже после поездки:
"Карпинск расположен в зоне прохождения ураноториевой гряды, непосредственно в зоне тектонического разлома происходит выход в воздух радиоактивных газов (радон). Основным источником радиоактивных газов является почва. Значительны размеры техногенных нарушений: угольные карьеры, дражные нарушения ландшафта после добычи россыпных месторождений золота и платины в руслах рек.
12 июля 2006 года правительство Свердловской области подписало соглашение с ФКА, по которому территория Карпинского и Североуральского городских округов определены как районы падения второй ступени модернизированной ракеты-носителя «Союз-2».
Хорошо, что нам на голову ничего не прилетело. А радиацию выведем народными методами. Итак, пробуем пойти по треку по лесу, но дорога начинает уходить в расколбас, явно понадобится лебедка. Уже вечереет, прикидываем возможные варианты маршрута. По спутнику река в этих местах бесконечно петляет, много ручьев, рукавов и стариц, а в конце нас ждет брод через основное русло. Но деваться некуда, сегодня надо ехать до конца этого апокалипсиса, иначе неясно, как быть завтра - вдруг придется возвращаться в объезд. Снова бесчисленные броды, но все едется. Вот и главный брод. Разведываем, вроде мелкий, проезжам и встаем лагерем на берегу. Дров нет, местность пугающая.
Созваниваемся по спутнику с УАЗом. Оказалось, у парней все плохо - они по прежнему под Североуральском, УАЗ совсем не едет. Делаем разные предположения, в чем может быть проблема. Парни хотят утром снова ехать на сервис, менять топливный насос - вроде бы он не качает. Желаем им удачи.
Уже когда стемнело, вдали начали раздаваться звуки работающих моторов, то УАЗик, то грузовик. Как-то не очень приятно... кого носит в такой глуши в час ночи (по местному). Настороженные, ложимся спать.
Утро, ранний подъем, звонит будильник, но Андрюха что-то вяло просыпается. Как оказалось, он уже "просыпался" сегодня. Он говорит, что около шести утра заслышал приближающийся оглушительный лай собак. Возможно, собаки гнали зверя по узкой просеке, на которой мы и стояли. Не хотелось быть затоптанным лосем. Андрюха говорит, за минуту развел костер "из воздуха" (дров-то особо нету). Но, к счастью, все обошлось, никакие звери нас не растоптали и не сожрали.
Завтрак, быстро собираем вещи и в путь. Дорога просто прекрасная - сухой каменистый грейдер. Через некоторое время приезжаем к широкой реке и броду - на берегу стоят жигули. Видимо, они ехали в объезд вчерашних бродов.
Перебираемся через приток Косьвы, речку Тыпыл. На другом берегу развалины сгоревшей деревни с названием Лесоучасток - судя по всему, когда-то была зоной. Едем парально Косьве, виды дух захватывают. Наконец-то горы, глушь. Вот тут бы постоять денек-другой, красота. Хотя и повстречали Ниву около реки - дорога вполне проходима для стандартной нивы.
Основная проблема - большие ямы от ручьев, недоприводу тут не пройти.
Доезжаем до деревни Верхняя Косьва, она находится на другом берегу реки.
Альпийские виды - полная умиротворенность.
Только опоры ЛЭП не очень вписываются в этот рай.
Так и не поняли, жилая деревня или нет - вроде все заброшено, но на берегу ходил мужик с удочкой да еще стояли водники.
По идее отсюда тракт шел на Яйву. Но едва заметный уходящий "в никуда" отвороток не сулил ничего хорошего, уже время за полдень, впереди более 100 км неизвестно чего. Выбрали более накатанную дорогу. И въехали в Пермский край. Никаких табличек или знаков не было.
Дорога оказалась весьма скучной. Рельеф сменился - горы стали скрываться за густым лесом. Первые десятки километров дорога была более-менее приличной.
Сеанс спутниковой связи с коллегами - они по-прежнему чинятся, стоят около Серова.
Но чем дальше, тем более глубокие канавы стали попадаться на пути. Приходится медленно проползать такие места, в паре мест приложился защитой бака. Счет канав переваливает за 3й десяток.
Большинство мостов через крупные реки-ручьи разрушено, и приходится ехать в объезды через броды.
Глубина небольшая, но вот после бродов приходится обратно забираться на высокое полотно дороги. Подъемы порой крутые. В одном месте видели залитую маслом землю - кто-то неудачно приложился о камень.
Едем час, второй, третий, а дорога только хуже. Ужасно изматывает.
Навстречу попались УАЗик и Урал. Местами дорога позволяет даже разогнаться. Дорога ползет через бесчисленные спуски и подъемы.
Перекус.
Ответное фото для Отшельника.
Уже ближе к поселку Северный Коспашский дорога стала совсем плохая - мокрая глина, включаем полный привод с пониженной. Наконец-то въезжаем в поселок. Поразительно, тут дороги выложены брусчаткой, неужто отсюда на Москву "напасть" пошла?
Ну вот и закончились наши оффроудные маршруты, хотя до Москвы нам еще пару дней пути.
Едем по брусчатке почти до Кизела - довольно большой городок.
Почему-то город произвел неприятное впечатление на Андрюху. Обед, подготовка Хавчика к асфальту.
По пути множество рабочих городов.
Порою даже встречаются красивые виды.
Небольшая фотосессия у дороги - прощание с горами.
Доезжаем до Чусового. Уже почти ночь, "успеваем" на шиномонтаж. Шиномонтажник долго матерился после того, как вскрыл колеса - станок, помещение, даже площадка на улице - все было в глине. Долго мыл колеса, собрал наконец.
Долго ищем, где бы встать на ночевку, хочется на берегу либо Чусовой, либо Камского водохранилища, но повсюду дачи. В итоге ночуем в глухом лесу чуть в стороне от дороге - самая отвратительная ночевка.
Утром встречаемся с Ачем. Андрюха QZMN едет с ним - ему надо попасть в Москву до воскресенья. А УАЗ, увы, еще под Серовом. Оказалось, что у него была замята трубка топливопровода. Поменяли, он чуть поехал, но потом опять сник. Забегая вперед скажу, что парни меняли почти все на уазе, по пути горели, до Москвы ехали с канистрой в салоне, откуда и питали (в баках что-то засорилось).
Мы же бодро чешем 90-100 км/ч, проходим Пермь, уже в ночи Киров, встаем в прекрасном месте за Котельничем на берегу мелкой речки, но зато в сосновом лесу.
Следующий день целиком посвящен грустной пилежке по асфальту. Около 3 утра доезжаю до дома, паркую Хавчик под окно и спать.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии