Причин, по которым я взялся за эту переделку, было несколько. Во-первых - я давно знал о возможности установить ВУТ от BMW.
Во-вторых - информативность педали с родным ВУТ-ом отсутствовала как класс - либо тормозим, либо не тормозим. Да и усилия на педали тормоза были чрезмерными. И в-третьих - родной ВУТ в один прекрасный момент просто отказался работать.
Разбирать его и ремонтировать или покупать новый мне не хотелось. Менять одну плохую отечественную деталь на другую, что бы получить через некоторое время тот же результат?
Исходя из этих соображений я приступил к инсталляции ВУТ-а от BMW.
Для этого понадобится:
1. ВУТ от BMW с установленным на нем ГТЦ. я распечатал фото и с ними поехал на «авторазборку» BMW, мне подобрали ВУТ от BMW 5ой серии 90х годов.
2. Переходники с резьбы М10х1 на М12х1,25
3. Металлическая пластина размером 145х145 мм, толщиной не менее 4х мм.
Если на машине изначально не установлен ВУТ (УАЗы до 1985г), то изготавливать пластину не надо, достаточно переделать родной кронштейн крепления ГТЦ. Впрочем, вместо изготовления пластины 145х145 мм можно купить кронштейн старого образца и переделать уже его.
4. Дрель, сверла
5. Если сделан какой-либо боди-лифт на машине - то две новые, более длинные, тормозные трубки.
Идеально встают трубки от ГЦС к РЦС.
6. Набор инструмента.
7. Тормозная жидкость (не менее 1л).
8. 4 любых болта М10 длиной не менее 25мм, гровера и гайки к ним, 4 гайки М8х1,25
9. 2 клеммы для подключения сигнализатора низкого уровня тормозной жидкости.
При покупке бу ВУТ-а сразу проверьте его на герметичность. Для этого снимите шланг со штуцера штатного ВУТ-а и подключите его к покупаемому. Заведите двигатель - должны отсутствовать какие-либо посторонние шумы в подключенном ВУТ-е (такие как свист или шипение). Сам двигатель должен работать ровно, без провалов. Несколько раз резко откройте дроссельную заслонку - не должно быть провалов или медленного набора оборотов. Рукой нажмите на шток ВУТ-а - перемещение должно быть плавным, с небольшим сопротивлением, при этом не должно наблюдаться каких-либо перебоев в работе двигателя. Не глуша двигатель, снимите шланг со штуцера ВУТ-а - двигатель должен заглохнуть.
Если ВУТ прошел эту проверку, то его можно покупать.
Вид ВУТ BMW:
Шаг 1. Демонтируем штатный кронштейном с ВУТ и ГТЦ.
Для этого, из моторного отсека, откручиваем ключом на 14 два верхних болта крепления кронштейна крепления ВУТ. Затем, уже ключом на 17, из салона откручиваем 2 гайки нижних шпилек крепления кронштейна к моторному щиту, а так же вынимаем палец из толкателя ВУТ. Ключом на 12 откручиваем 2 тормозные трубки.
Снимаем кронштейн в сборе с ВУТ и ГТЦ.
Если необходимо, то заменяем старые тормозные трубки новыми.
Шаг 2. Изготовление переходной пластины кронштейна ВУТ.
Для этого отделяем кронштейн от самого ВУТ-а. Все, более штатный ГТЦ и ВУТ не понадобятся. Устанавливаем пластину 145х145мм в выштамповку кронштейна (возможно, потребуется скруглить края пластины). Другими словами, пластина должна находиться со стороны шпилек кронштейна. На установленной таким образом пластине, с помощью отверстий под шпильки штатного ВУТ, размечаем отверстия для болтов М10, которые будут скреплять пластину и кронштейн. Сверлим их и скрепляем пластину и кронштейн, болты ориентируем так, чтобы гайки находились со стороны ВУТ. Иначе не будет плотного прилегания кронштейна к моторному щиту.
Затем, зная, что диаметр окружности под ВУТ на родном кронштейне 131мм, ищем ее центр. В этой точке делаем отверстие не менее 15мм. Через него будет проходить шток нового ВУТ-а.
Осторожно снимаем пыльник ВУТ-а и выбиваем 4 штатных болта. А со штока скручиваем вилку и фиксирующею гайку. Пропускаем шток через проделанное отверстие и центрируем ВУТ на пластине. Добиваемся того, чтобы ВУТ стоял на пластине ровно, без каких-либо смещений. От того, как ровно Вы сориентируете его на переходной пластине, будет зависеть то, насколько ровно встанет он на машине.
Через отверстия выбитых ранее болтов намечаем места для сверления. Сверлим. Должно получиться примерно так:
Устанавливаем ранее выбитые болты снова на место. Только их нужно укоротить приблизительно на 3мм. Устанавливаем ВУТ на пластине, с другой стороны пластины надеваем пыльник на шток и, собственно, прикручиваем ВУТ к кронштейну 4 гайками М8.
Шток ВУТ-а требуется укоротить на 5-7мм, также укоротить и вилку штока. Иначе расположение педали будет слишком высокое.
Закручиваем вилку на штоке до упора. Гайку не ставим, она не нужна.
Внимание! Если кронштейн старого образца (ГТЦ без ВУТ), то изготавливать переходную пластину не надо. Приложите новый ВУТ к кронштейну, разметьте отверстия, высверлите их и просто закрепите ВУТ.
Шаг 3. Установка нового ВУТ на машину.
Устанавливаем родной кронштейн с новым ВУТ и ГТЦ на машину.
Штуцера родных трубок к ГТЦ не подходят. Я вышел из этой ситуации так - купил 2 переходника с резьбы М10х1,25 на М12х1,25 (их используют на УАЗе, когда ставят самоподводящиеся РТЦ от ГАЗ-24) и перенарезал резьбу плашкой М10х1. Только простые плашки из магазинов для этого не подходят - качество нарезанной таким образом резьбы будет отвратительное. Я прибегал к использованию импортного инструмента в одном из сервисов в Москве.
Или заказать переходники токарю.
Изготовленные переходники заворачиваются в ГТЦ до упора. Не забудьте поставить медные уплотнительные шайбы! После этого в переходники заворачиваются штуцера трубок.
Устанавливаем палец педали штока ВУТ.
Штатный обратный клапан ВУТ BMW не подходит, проще купить такой клапан от Жигулей. Он идеально встает в родное отверстие ВУТ.
Далее прокачиваем тормозную систему. Задний правый РЦС - задний левый РЦС - передний правый нижний - передний правый верхний - передний левый нижний - передний левый верхний.
После прокачивания тормозной системы следует убедиться, что свободный ход штока ВУТ достаточный. Для этого необходимо вывесить любое колесо, завести двигатель и несколько раз сильно нажать на педаль тормоза. Затем проверить свободно ли вращается вывешенное колесо. Если да, то все нормально, инсталляцию можно считать завершенной.
Если колесо осталось заблокированным или вращается с большим трудом, то надо отрегулировать положение педали тормоза. Регулируется оно перемещением выключателя сигнала торможения и\или укорачиванием-удлинением штока.
Осталось только подключить сигнализатор низкого уровня тормозной жидкости в бачке.
Да, и надо заглушить лишнее отверстие в бачке ГТЦ.
ВУТ на машине:
Кронштейн с пластиной крепления ВУТ:
Переходники тормозных трубок:
Шток, вилка, палец ВУТ:
P.S. Педаль станет очень информативной и чувствительной. А торможение - интенсивным и прогнозируемым. Аккуратнее с этим, позади едущие водители и не подозревают, что УАЗ может так мгновенно останавливаться.
P.P.S Эту переделку я осуществил задолго до появления ВУТ от АДС. После мне довелось прокатиться на 31514 со штатными барабанными тормозамии и ВУТ-ом АДС - эффект усиления такой же (или даже превосходит), как у описанного ВУТ-а BMW. Поэтому считаю, что нет смысла в переделке на ВУТ BMW. Дешевле и проще (и может даже безопасней) установить ВУТ АДС.