Сегодня нас ждал Шатак. Читал об этом месте многое - о красивых видах с горы, об уединеных местах, о природе. Казалось, что сегдня мы наконец то поднимимся на вершины гор и сверху увидем все то, что творится тут, внизу, как на ладони. Итак, вперед!
Завершив свой маршрут вдоль реки Зелим мы оказались в поселке Толпарово. Эдакая большая башкирская деревня.
Но поскольку туристический маршрут на Мамбет пролегает через Толпарово, к
туристам тут привыкли. Мы оставновились чтобы купить мед и медовуху.
А вот завправки тут нет. Доливаем канистры. Последнйи раз мы заправлялись аж в Стерлитомаке, прошли весь Зилим - у бензинок ушел полный бак и 2 канистры, мне с 95 литровым баком долива не потербовалось.
Подпорчу чуток бизнес Толпаровцам - мед здесь оказался чуть похуже чем в Хайбулино, а медовуха так и просто дрянь - так и не допили поллитру (простие, пятилитру).
Вот он какой на самом деле, Южный УРАЛ!
Настоящий грузовик - мечта любой девушки!
И моя мечта тоже.Взять, не взять?
После нескольких дней путешествия на лебедках радуемся отличной дороге. Наша цель - посоелок Верхний Авзян.
Отъехав километров на 5 от Толпарово понимаем что грейдер идет немного не в ту сторону. Изучаем карты, исследуем треки предыдущих товарищей...дилемма.
Начали спрашивать местных про дорогу на В. Авзян. В большнстве случаев ответ один - "мы не местные, ничего не знаем".
В итоге выяснили еще один ответ: "А грейдер заканчивается тупиком".
Вот те на..приехали.
Очередной остановленный Уазик дал показания:
- Дорога на Авзян есть, но сильно разбита. Километров 18 плохой дороги.
Башкир хитро прищурился, посмотрев на машины:
-Ну вон те то пройдут, а эта (тыкнув в Тойоту) больно блестящая...врядли. Лучше езжаете на Аисово, там проще проехать, от туда есть хорошая дорога.
Мы задумались. Вечерело, баки пустые, снова рубится никто не хотел. По карте вроде как до Аисово нарисовн пунктир, недалеко. Решили все таик попробовать.
Поначалу дорога была сносная. Ну как сносная...лебедится не нужно было. Немного полей и начинаем уходить в горы.
Но через несколько киллометров колея становилась все глубже и глубже, я засадил 105, но хуже всего что дорога пошла совсем не туда. И по карте, куда она пошла, нам предстоял очень крутой спуск. А на горизонте стали подступать тучи.
Потеряв пару часов времени, спалив драгоценные остатки топлива мы вернулись обратно. Никуда не деться - придется рубится 18 км . По крайней мере хотя бы в нужном направлении.
У пасеки свернули с грейдера. Поначалу дорожка мило петляла по лесу, небольшие лужицы весело чавкали под шинами. Но чем дальше, тем хуже.
Вскоре началась очередная битва лебедок. "Сядем все", как было сказано в классическом кино.
Огромные глинняные колеи, смоченные идущим дождем без каких либо вариантов объезда.
Андрюха решил пройти все 18 км без остановки и рубился на "последние деньги".
Наконец то выбрались на поле. Тут стало получше, колеи прекратились.
Уже ближе к поселку Бутаево дорога стала напоминать грейдер. Глиняный раскисший, но грейдер. Виды с дороги.
Вечерело, выбрались в первую деревню.
Оффроуд пройден. Но на пути другие "препятствия".
Целый табун лошадей ошалело рванул через дорогу при нашем появлении.
Дальше был долгий перегон по грейдеру до В. Авзян. Уже заполночь мы дообрались до райцентра, залили баки под завязку и двинулись в сторону хребта Шатак. Под покровом ночи начали подъем на гору. Ночь, дорога идет постоянно вверх, туман как молоко, впереди видно всего на несколько метров. В итоге проехали несколько киллометров, нашли небольшую полянку с краю дорогии заночевали на ней.
Утром погода прояснилась лишь на пару часов.
"Солнечные пятна" ползли по склонам гор.
Начинаем подъем на Шатак. На самом деле Шатак это целый хребет (Баштау) протяженностью 40 км с самой высшей точкой 1271 м (собственно гора Большой Шатак). В переводе с башкирского Баштау — главная гора.
Есть и другая версия , позволю себе ее процитировать:
Принято считать, что название «Большой Шатак» трансформировалось из башкирского «биш этек», «пять подолов, оборок» Как это произошло не известно. Очевидно дело в распространенной ошибке, произошедшей при переписи с одного источника в другой. Видимо кто-то сократил название и написал «б. шэтек», а поскольку в топографии сокращение «б.» обозначает «большой, то и Б. Шэтек стал Большим Шатаком. Сам же вариант «пять оборок» указывает на пять вершин, пять подъемов, поскольку словом «этек, атак» называют обычно склон горы. То есть «биш этек, атак» — «пять подъемов» или «пять гор». Не зря еще один вариант названия хребта — «биш тау» — «пять гор».
http://yuzhnyj-ural.ru/obekty/hrebtyi/xrebet-bolshoj-shatak.html
Я бы не заметил, но Алена указала мне на уродливость растущих тут деревьев - все как то изогнуты, перекошены. Видимо,высота дает о себе знать.
|
Дорога поднимается все выше и выше. Встретили 3 автомобиле - полупривод и 2 серебристые тойоты : 100 и 105. Пообщались, ребята из Уфы, только вернулись с Шатака, установили, как они сказали там флаг.
Дорога петляет среди деревьев и вот подъехали к первым скалам.
Отсюда фанстастический вид...должен быть фантастический. Но все заволокло туманом, пошел мелкий дождь переходящий в ливень.
Обидно, столько ехали и никаких шедевров. Позируем сами.
Камни.
Видимо вот о каком флаге говорили встетившиеся нам уфимцы. Зачем это тут, я не очень понимаю.
Едем дальше. Дорога каменистая, но скользкая.
Камуфляжный ренг.
Почва это тонкий слой глины, которая размокла на дожде.
В итоге проехали еще несколько километров, дальше начались совсем глубокие колеи. Парни укатили вперед, а я долго бился с колеями, объезжая их по краю. Но смысла рубится в никуда не было , мы оставновились и решили пойти пешком.
Дожль лил стеной, холодный почти ледяной. Ребята рассказали что они поднялись чуть выше и там их накрыло снежной вьюгой. Лето,тюль месяц, ЮЖНЫЙ Урал. Чтото гдето не так в картине мира.
Видимо ШАТАК нас не принял. К тому же на обратном пути нам пришлось подниматься в раскисшей глиняный подъем. Тут к счастью вбок не улететь, но зато вверх заехать никак не получалось. Сдулся как мог, залетел на половину склона ходом, а дальше долго и муторно метров 200 на лебедке. Перецепляя от дерева до дерева. Я был за рулем, а Андрюха бегал по склону с тросом - дикая нагрузка. Андрюха,еще раз спасибо что выручил.
Деревья мутанты.
Страшные места - так и кажется что за повором стоит избушка на курьих ножках, тихонько поскрипывает дверь и кто то охает.
Зато как только мы начали спуск с Шатака погода начала налаживаться. Как будто Шатк издевался над нами.
Срочная фотосессия.
Кто чем может.
Девченки наслаждаются солнцем.
Соня.
Какой вид мы могли бы видеть в ясную погоду сверху....
Резюмирая, скажу что Шатак меня не впечатлил. Видимо виной тому погода, но не ощутил я там ничего, ожидания совсем не оправдались.
Прощай Шатак.
Продолжение следует.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии